Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Второй Евразийский Актуарный Конгресс Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


II Евразийский Актуарный Конгресс
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Страховое право, Регулирование, Агенты
Агенты – «крепостные» или «вольные стрелки»?
Кобец Александр Владимирович
Генеральный директор ЗАО «РУКСО» до 31.08.2009 г.
страхование сегодняВ настоящее время широко обсуждается проект поправок в закон «Об организации страхового дела», касающихся работы страховых агентов, в частности, предлагается закрепить «принцип исключительности» (право работы агента только на одного страховщика), а также упорядочить единую систему сертификации страховых агентов. Приведет ли эта новация к гармонизации отношений в треугольнике «страховщик-агент-страхователь»?

Законодатели предлагают на уровне федерального закона обязать страховых агентов работать только с одним страховщиком. Лично у меня к такому предложению депутатов отношение двойственное. С одной стороны, кровный интерес каждой страховой компании заключается в том, чтобы агент работал исключительно с ней. Но это далеко не всегда возможно, хотя бы уже в силу того, что каждый страховой представитель соблюдает свой собственный материальный интерес. И без тени сомнения он заключит договор от имени того страховщика, который заплатит наибольшее вознаграждение, если клиенту, в сущности, безразлично, где страховаться. Или же при заинтересованности в высоком качестве обслуживания клиента, он отдаст его в ту компанию, в которой он максимально уверен. Ни для кого не секрет, что сегодня агенты одновременно работают как минимум на двух-трех страховщиков, а некоторые могут предложить клиентам условия и 4-5 компаний.

Казалось бы, предложение законодателей весьма заманчиво и способно «закрепить» вольных людей за конкретным страховщиком. Но если посмотреть на это с другой стороны, то средние и небольшие компании, должны были бы забить тревогу (мы имеем здесь в виду, например, компании, отнесенные «Эксперт РА» к 4-му (среднему) и 5-му (ниже среднего) классам, хотя и для компаний 3-его класса (выше среднего) проблема вполне актуальна). Такие страховщики рискуют вообще остаться без агентской сети. Во-первых, ведущие крупнейшие страховщики уже давно располагают собственными агентскими школами и учебными центрами. Во-вторых, на расширение круга страховых компаний агента обычно побуждает либо существенное изменение условий страхования и вознаграждения, либо желание клиента, называющего нужную ему конкретную компанию. И отдельный специфический момент – больше половины всех агентов на рынке сегодня сотрудничают с системой Росгосстраха.

В итоге получается, что потенциального клиента, по существу, лишают права выбора. А ведь последний опрос ВЦИОМ показал, что 58% страхователей приобрели страховые полисы через агентов, а 25,9% участников опроса решили их купить именно под влиянием визита агента. И исключительно важен агентский канал продаж при страховании квартир, дач, иного имущества, принадлежащего частным лицам. Всем нам известно, насколько актуален личностный аспект в страховании, поскольку человек, не один год знающий агента, сотрудничает именно с ним, а не со страховой компанией. Мне известны случаи, когда страхователи за всю свою страховую историю ни разу не были в офисе страховщика, настолько они доверяли своим агентам.

Необходимо учитывать и антимонопольное законодательство. Уже был прецедент: УФАС по Республике Мордовия возбудило дело против филиала Росбанка в Саратове в отношении аккредитации страховщиков, оказывающих страховые услуги при кредитовании. Много жалоб на навязывание и отсутствие свободного выбора в ипотечном страховании можно встретить в Интернете. Не возникнет ли и в случае с прикрепляемыми агентами чего-либо подобного?

Может сложиться и ситуация, когда при свободном выборе страховщика единственным путем для потенциального страхователя останется дорога к брокеру. Но брокеры, в сущности, уже определили для себя стратегических партнеров-страховщиков, перечень которых варьируется крайне незначительно. Следовательно, выбор у страхователя опять-таки не велик. А страховщики среднего размера на брокерском рынке остаются в проигрыше. И это в то время, когда всем известно, что средняя страховая компания способна уделять своему клиенту гораздо больше индивидуального внимания, чем крупная, имеющая дело с обезличенным клиентским потоком. В определенном выигрыше могут оказаться, конечно, региональные и местные страховые компании, им будут больше доверять, нежели «варягам» из центра. Но большая часть компаний в результате может пострадать, ведь агентам продавать полисы известных страховщиков значительно легче. Было бы небезынтересно узнать мнение ФАС на этот счет.

Что касается сертификации агентов, то я считаю ее возможной в долгосрочной перспективе. Безусловно, квалификация агента крайне важна, профессиональный представитель страховой компании непосредственно влияет на формирование культуры страхования в обществе. Недобросовестный, малограмотный человек способен нанести страховщику гораздо больше морального вреда, нежели материального. Материальный ущерб можно возместить, но ущерб репутации – невосполним. Но в то же время поручать сейчас сертификацию саморегулируемым организациям едва ли правомерно и целесообразно. С одной стороны, прохождение сертификации - это психологический стресс для агента, и мы подвергаем ему человека, причем осознанно, хотя сами доверяем ему при этом. Ведь с тем, кто вызывает у нас сомнение на подсознательном уровне, мы можем не заключить договор, мотивы и основания для аргументированного отказа всегда найдутся. Главное – разбираться в людях, чувствовать их. А отправлять на сертификацию в стороннюю организацию агента, прошедшего наш отбор или тем более работающего компанию уже лет пять-шесть, некорректно и с этической стороны, и с точки зрения формирования его взаимоотношений с компанией.

В то же время я согласен с мнением, что контроль за агентами нужен. Всегда расстраивает, когда мы читаем в «Новостях о страховании», что предотвращена попытка мошенничества или выявлен случай недобросовестных действий агента. Но настаивать именно на механизме сертификации нужным не считаю, по крайней мере, сейчас. К тому же, если человек нацелен на мошенничество изначально, он все равно найдет способ это сделать, и вряд ли независимая сертификация будет для него существенным препятствием.


6 июня 2006 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Регулирование, Агенты
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.75 (голосовало: 36 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: